«Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста через игру»

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 424»

 

 

 

«Развитие воображения у детей младшего дошкольного

возраста через игру»

 

 (статья из опыта работы) 

 

       Педагог 

Юдина Г.П.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания.

Обособлено в проблеме воспитания стоит вопрос развития творческого воображения у детей, так как только творческая личность способна решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством. Но, к сожалению, существующая система воспитания всё ещё сводится к развитию шаблонного, алгоритмического мышления, а большинство методик представляет собой процесс формирования алгоритмов действия при решении той или иной задачи. Таким образом, вопрос развития воображения у детей дошкольного возраста является актуальным и требует тщательного изучения.

Целью работы является исследование проблемы развития  воображения у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Дать определение воображению и мышлению, определить степень

их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

 2.Определить возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства развития воображения, определить при этом роль и значение игры;

Объектом моего исследования является развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста. Предметом исследования - средства развития воображения и их применение при этом.

Перед написанием работы можно предположить (выдвинуть гипотезу) о том, что особую роль в воспитании воображения у детей исполняют игры и игровые ситуации, так как игра - это естественное состояние детей.

 

2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Особенности развития детей дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка.

Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Авторы психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец и А.П. Усова подчёркивают огромное значение и самоценность специфически «детских» видов деятельности и форм общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи - исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте.

Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.

В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим (Т.С. Комарова, М.М. Рыбакова, Т.Г. Казакова,Н.Н. Стрелянова, Г.Д. Кириллова и др.).

 

На 3-м году жизни совершенствуются механизмы и способы перекомбинирования опыта. Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В бытовые действия ребёнок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек.

Условное действие начинает достигать высокой схематизации, - оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе слова (угощают молочком из ничего). Мнимые ситуации выражены словом, ярки и разнообразий. Игра развивается в логике действия (развернутый сюжет) и в логике образа,- сюжет расцвечивают мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями.

Речь-рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические феномены воображения: личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения («Когда вырасту...»).

В возрасте от 3-х до 5 лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает «прикидывать», «примеривать» варианты, например: «Если кровь, надо йодом заливать? А если маленькая ранка?.. А если крохотулечная? А если сильно кровь идет?». Варьирование становится воображаемым.

Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета; игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно короткой реплики- подсказки, и ребенок входит в роль. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами,

предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям.

Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов (увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет: «А царица ждала- ждала его, так и не дождалась»). Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая- широкая, то какая бы стала улица?»

Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность. Личностные включения в литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит,- я бы так не делал. Образы - идеалы также приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение.

К 5 годам усиливается планирующая функция воображения. Выходя играть, подбирают игрушки к определенному сюжету. Представляют двуплановое развитие сюжета: ты делай то-то, а я буду делать то-то. Действия партнера начинают представлять на несколько ходов вперед. Создаются реальные условия для ролевой игры. Но в групповой игре снижается детализация и артистичность, дети начинают действовать усредненно, «как бывает». Воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеривают к разным функциям и сюжетам. Начинают собирать впрок на будущее всякие проволочки, пуговки, в расчете пристроить их к чему-то. Появляются намерения нарисовать то-то и так-то, - предварительные действия в воображаемом плане. Появляются технические фантазии («Чтобы кроватка летала») и предметные роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок пытается смоделировать технические устройства неадекватными средствами - ролью.

 

Яркие детализированные образы побуждают кснятию запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм.

В литературе отмечен обобщенный и схематический характер условного действия (Д.Б. Эльконин). Зарождаясь в совместных действиях ребенка со взрослым, условное действие становится первоначальной формой представлений, опорой понимания рассказа и навсегда остается средством создания мнимой ситуации в игре, драматизациях, мысленном эксперименте. Выразительные возможности условного действия оказываются недостаточными, когда требуется создать детализированный образ со специфическими особенностями. Более совершенным средством оказывается слово. Оно позволяет выразить и действие, и отличительные черты, и характер персонажа. Слово придает динамичность образам, возможность изменять соответственно условиям, играть ими, наделять нереальными свойствами, комбинировать и обобщать до уровня идеалов, представлять личностное взаимодействие с образами и в то же время учитывать логику воображаемых событий.

Большая роль в формировании воображения у дошкольников отводится игре. Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной деятельностью, спортом, искусством и т.д. Игра - это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни.

Следует понимать, что единственное отличие игры от реальной деятельности - это её непродуктивность. Игра - это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков,но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна  ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решающим фактором при развитии воображения у дошкольников является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослыми. Взрослый доставляет новую информацию не только тем, что показывает окружающий мир и свойства предметов, но и тем, что преобразует предметную среду и создает мнимые ситуации в виде обманных движений, шуток, розыгрышей, изобразительных действий, звукоподражания, повторов реальных действий в игре.

Воображение и мышление - два понятия, связанных между собой. Воображение представляет собой психический процесс создания образов, который связан с предвидением конечного результата предметной деятельности и обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Процесс воображения очень сложен и является объектом изучения многих научных теорий. Но педагогическую психологию интересует процесс формирования у детей творческого воображения, так как только творческая личность способна продуцировать новые идеи, так необходимые современному обществу. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Творческому воображению предшествует длительная подготовка, начиная с самого рождения человека.

Главная проблема современной педагогики состоит в том, что весь образовательный процесс строится по принципу однообразного решения проблемы, то есть, любая задача в школе решается одним способом, установленным в учебнике. Сам процесс обучения, как правило, сводится не к познанию процесса или явления, а к заучиванию (зазубриванию) алгоритма решения конкретной задачи.

Решая задачу, не следует замыкаться на определённом алгоритме. Необходимо учить детей умению представлять всю проблему в целом, и это умение, в свою очередь, должно подсказывать им способы решения

поставленной задачи. Важная роль при этом отводится развитию у детей креативного воображения именно в старшем дошкольном возрасте.

Каждый возраст ребёнка имеет свои особенности в развитии воображения, которые были рассмотрены в работе. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.

В качестве основного средства развития воображения у детей, в том числе у детей дошкольного возраста, выступают игры. Игра - это непродуктивный вид деятельности. Игра - это естественное состояние ребёнка и поэтому, в процессе игры наблюдается наибольшая восприимчивость ребёнка к познанию и развитию.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ источников

Алабина JI.B. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно­методическое пособие. - М., 2003.

Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. - М.: МОДЭК, 2003.

 Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. - М., 2002.

Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.

Выготский JI.C. Лекции по психологии. - М.: Союз, 2004.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2004.

Выготский Л.С. Детская психология. - М.: ИД «Равновесие», 2004.

Гарбузов В.И. Воспитание ребёнка. - М.: ACT, 1997.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. - М.: Академия, 2002.

Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. - М., 2003.

Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. - СПб.: Питер, 2003.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

И.Калинина P.P. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.      -М.: Речь, 2003.

Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. - М., 2004.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2003.

Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Психология детства. Тесты / Под редакцией А.А. Реана. - М., 2004.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Академия, 2002.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.