« Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики и в игровой деятельности» (опыт работы)

 

МАДОУ «Д/С № 424»

 

« Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики и в игровой деятельности» 

(опыт работы)

 

Педагог  Золотова Татьяна Дмитриевна

 

 

Взаимозависимость математического развития и формирование логических приемов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А.Михайлова, А.А.Венгер, А.А.Столяр. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно - следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Формирование логических приемов важно для ребенка как с общеразвивающей точки зрения, таки для развития непосредственно процесса мышления.

 

Практически все исследования психологов, тема которых-анализ способов и условий развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно, т.е. специальная работа, цель которой - формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. И еще: во многих исследованиях - и психологов, и педагогов - проблема организации развивающего обучения детей любого уровня связывается со специальными занятиями. В.В. Давыдов отмечал: развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения.

 

Я считаю: суть проблемы в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание - системные задания логико - конструктивного характера, развивающие мелкую моторику, - активно влияет на математическое развитие дошкольника.

 

В своей работе, на занятиях математики применяю различные приемы: сериацию, анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Логическое развитие ребенка предполагает формирование умения понимать и прослеживать причинно - следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи.

 

Я начинала работать в 64 д/с г.Перми по программе «Детство» в группе старшего дошкольного возраста. В процессе работы я изготовила игры со счетными палочками, картотеку «Логический сундучок» (игры на развитие логического мышления), «Вьетнамскую игру», «Волшебный круг», «Пентамимо»,как известно игры развивают логику, внимание, память,
мелкую моторику рук. При помощи счетных палочек можно упражняться в ориентировке на плоскости; в измерении длины с помощью условной мерки. Головоломки включают ребенка в активную умственную деятельность, ребенок стремиться достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.

 

Для детей были проведены игры «Клуб веселых математиков» и «Математический турнир». Для проведения развлечений были приготовлены развивающие упражнения:

1. Нарисуй кошек, ориентируясь на размеры. Определи где мама -

(упражнение способствует накоплению знаний о геометрическом образе фигуры, развивает пространственное мышление, формирует логические мыслительные приемы)

2.       Найди среди фигур ту, которая имеет сходство с яблоками, (упражнение на развитие сравнения - цвета, формы) 

3.    Нарисуй недостающий самолет

упражнение на развитие логического мышления, умение обосновывать, анализировать свой ответ)

4.      Какая фигура лишняя?

(упражнение развивает зрительную память, внимание, умение анализировать, сопоставлять предметы)

Для родителей была проведена консультация на тему « Развитие мышления дошкольников». Были проведены открытые занятия по математике: «Юные спасатели», «Чудесный мешочек». Для работы использовала материал из тетрадей Е.В. Колесниковой «Слушай, смотри, делай», «Игровые задачи для дошкольников» (библиотека программы «Детство»).

В марте 2008 года я пришла работать в 424 детский сад, познакомилась с программой «Истоки», общими показателями развития являются:

-                      элементарные логические операции

-                      приобщение детей к знаковым системам (использование символов)

-                      развитие наблюдательности, воображения, умения говорить, доказывать.

Я работаю с детьми подготовительной группы, занятия по математике проходят по методике В.П.Новиковой. Данное пособие является продолжением программного материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение

проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений. Большинство занятий сочетается с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер.

Так как дети подготовительной (данной) группы, очень подвижны, легковозбудимы, иногда вместо игровых заданий сдвижениями, я беру упражнения на развитие мелкой моторики, ориентировано на листе бумаги. Очень помогает в работе «Геометрическая мозаика» В.П.Новиковой, Л.И.Тихоновой.

Знаково-символическая деятельность - необходимое условие высокого уровня развития мышления ребенка 5-7 лет. Данная мозаика дает представление о цвете, форме, размере, признаках, составе предмета, ориентировочные понятия, с помощью детского воображения детали принимают своеобразные абстрактные композиции. Геометрическая мозаика является незаменимым средством в работе с детьми, так как влияет на развитие личности ребенка: мышление творческое, логику, сравнение, внимание, память, воображение, восприятие цвета.

Так же в группе имеется «дидактические игры» познавательного характера «Цифры»

«Все для счета»

«Юный математик»

«Подбери по форме»

«Логические палочки»

«Логико - малыш» «Мои первые часы»

Детям очень нравится рассуждать над задачами - сказками от Потряскина (автор А.Гин). Ориентируясь на данное условия задачи, дети выстраивают логические умозаключения, спорят, высказывают свои мысли, делают предположения, работа происходит в коллективе дружно и интересно. Ребята с удовольствием работают в тетрадях «Веселые уроки» (автор М.Султанова). Задания предложенные в пособии закрепляют уже полученные знания.

Вся работа, о которой я рассказала, ведется в контакте всех взрослых работающих в нашей группе. Результатом проведенной работы можно считать то, что дети научились осознавать и понимать свое участие в общем деле; общаться со сверстниками, принимать другую точку зрения, если она, по мнению большинства правильней; дети стали более усидчивыми, работоспособными, целеустремленными.

В конце учебного года планирую провести диагностику полученных знаний с помощью разработанной методики В.П.Новиковой.