Организация речевых занятий по методу проектов как одно из средств развития познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

Организация речевых занятий по методу проектов как одно из средств развития познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

 

Автор учитель - логопед    Минькина К.К. 

 

Перемены, происходящие сегодня в сфере образования, предполагают значительные изменения в образовании подрастающего поколения. Значительно повышены требования к уровню развития выпускников дошкольных образовательных учреждений. Подготовка дошкольника к активной учебной деятельности в начальном звене школе стала одной из первейших задач системы дошкольного образования.

Однако, как показывает практика работы ДОУ и школы, проблемы преемственности остаются в чаще всего нерешенными. На наш взгляд причинами такого положения являются:

- акцент в работе педагогов ДОУ по подготовке к школьному обучению на детей старшего дошкольного возраста;

- упор на освоение детьми дошкольного возраста необходимого объема знаний, умений и навыков по основным «школьным» разделам;

- использование педагогами традиционных технологий организации обязательных занятий в образовательной работе с воспитанниками;

- преобладание репродуктивного взаимодействия педагога и детей на речевых занятиях.

Анализ ситуации обозначил, одну из сложнейших проблем, встающую перед педагогами ДОУ - развития познавательной деятельности детей. Активного и продуктивного использования речевых занятий, организованных по технологиям развивающего обучения, как средства, позволяющего ребенку овладеть навыками рассуждения, которое является одним из показателей познавательной деятельности.

Изучение научной и методической литературы позволяет утверждать, что развитие познавательной деятельности необходимо осуществлять в условиях ДОУ начиная с младшего и среднего дошкольного возраста (исследования А.В.Запорожеца, С.А.Новоселовой, Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгера и других). При этом учеными определены основные направления в работе с воспитанниками:

-личностно-деятельностный подход и системно-структурный анализ познавательной деятельности, где она рассматривается как источник развития личности ребенка;

-развернутость познавательной деятельности, слагаемой из отдельных действий и обладающих относительной самостоятельностью, входя в различные виды деятельности. По форме бывающих внешними (практическими) и внутренними (умственными), и по содержанию: в практическая деятельность включающая умственные действия, в теоретическая - внешние;

-формирование навыков умственной познавательной деятельности в процессе самостоятельной умственной деятельности ребенка.

-проявление универсальности умственной деятельности посредством речи, в которой отражаются представления и понятия, поисковые действия и другие действия, направленные на получение ребенком необходимого результата - получение знания, выступающее предметом познавательной деятельности; 

 

Соответственно изменяется социальная и жизненная роль приобретаемых знаний и познавательно-творческих возможностей ребенка, что требует отказа от репродуктивного характера образования дошкольников, т.е. передачи готовых знаний и способов действий, и постепенного перехода к личностно¬ориентированному образованию, предусматривающему самостоятельное освоение детьми нового опыта.

Это в свою очередь изменяет роль и функции воспитателя в образовательном процессе. Он должен выступать в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности детьми, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены на диагностику познавательной деятельности дошкольников, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний, что требует от педагогов иного мышления и более высокого уровня профессионализма.

Решение обозначенных проблем возможно при переходе на современные технологии обучения дошкольников, например, метод проектов, когда ребенок на практике осваивает методы эвристики и овладевает элементарными умениями творческой исследовательской деятельности, которые затем и привнесет в процесс школьного обучения.

Метод проектов, в данном случае, является составной частью развивающего обучения, которое рассматривается как педагогический процесс, предусматривающий одновременное развитие личности в обществе и развитие самого общества. В этой связи ДОУ рассматривается как образовательное пространство, предоставляющее детям возможность участвовать в элементарной научной и практической деятельности, направленной на обеспечение взаимосвязи образовательной, социальной и общекультурной сфер.

У дошкольников в соответствии с их возможностями, потребностями, интересами, обучающихся в течение его пребывания в ДОУ по методу проектов под руководством педагога, разовьется индивидуальность, сформируется иное сознание и мышление и как следствие - собственное отношение к школьной жизни и школьному труду. Познавательная деятельность, выраженная ребенком в речевом эквиваленте, в данном случае, становится системообразующим компонентом развивающего обучения.

Поэтому целью опыта работы является - создание системы работы по организации речевых занятий методом проектов, ориентированной на детей среднего дошкольного возраста.

Проблема формирования познавательной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста привлекает внимание многих исследователей. Имеющиеся данные позволяют говорить о реальных возможностях формирования активного познавательного отношения детей к окружающему в этот период (Л.И.Божович, Н.К.Постникова, П.Г.Сербиладзе, Л.М.Маневцева), на основе развития у дошкольников познавательного интереса и познавательной активности. При этом у дошкольников активно развиваются познавательные интересы, являющиеся важнейшими мотивами познавательной деятельности (А.П.Архипов, В.Г.Иванов, Г.И.Щукин). 

«Познавательная деятельность» - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентировки ребенка в окружающем мире и себе самом и регламентируют его деятельность и основывается, в дошкольном возрасте, на большой любознательности, пытливости ребенка и носит преимущественно эмоционально-образный характер.

Изучение познавательной деятельности дошкольников обозначило необходимость, направленную для выявления резервов ее развития и внедрения современных способов обучения.

Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира. Н.Н.Поддъяков главным средством познания считает детское экспериментирование, направленное на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации. Л.А.Венгер главными средствами познания ребенком окружающего мира считал эталонную и модельную формы, рассматривая их в качестве особой формы познавательной деятельности дошкольников.

Существующие разные виды познавательной деятельности (занятия, игра, прогулка) повседневная жизнь детей имеют свои особенности, которые определяются различными средствами, вводимые в процессе обучения и которыми пользуются дети.

Дети растут не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Поэтому, дошкольники поставлены перед необходимостью овладеть ими и использовать их в своей практике. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания дошкольника, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир. Уровень развития знаковой функции определяет успешность обучения ребенка в школе.

Таким образом, целью познавательной деятельности дошкольников является получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В качестве основных средств и способов выступают сенсорные эталоны, язык и отражаемые в языке представления и понятия, поисковые действия и другие действия, направленные на получение необходимого результата. Результатом

познавательной деятельности являются полученные знания. 

Основными условиями формирования познавательной деятельности в среднем дошкольном возрасте являются:

- постепенное усложнение и углубление знаний об окружающем, предлагаемых для усвоения детям;

- формирование познавательной деятельности во всех ее компонентах;

- создание условий для самостоятельной продуктивной и учебно- познавательной деятельности (на занятиях, в повседневной жизни). В жизнь детей должна быть насыщена различными видами самостоятельной продуктивно - и учебно-познавательной деятельности;

- использование в процессе учебно-познавательной деятельности технологий развивающего и проблемного обучения: создание проблемно игровых и других проблемных ситуаций, поисковых действий, элементарно-поисковой деятельности, использование детьми знаково-символических функций.

Структурой познавательной деятельности являются познавательные мотивы (познавательные потребности и познавательные интересы), планирование и действия по решению задач в соответствии с установкой самого ребенка или педагога, контроль, оценка, т.е. рефлексия.

Цели познавательной деятельности дошкольников отражают их социальную направленность и обуславливают конечные ее результаты. Цели обучения трансформируются в познавательные мотивы, т.е. в мотивы учебной

деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности дошкольника являются его внутренние побуждения.

Познавательные мотивы составляют группу мотивации обучения (исследования Л.И.Божович, Г.И.Щукина). Наиболее значимыми мотивами в ней являются познавательные интересы и потребности, лежащие в основе активности, самостоятельности дошкольника в учении.

Способствуя формированию ценных мотивов познавательной деятельности, можно добиться действенного влияния на результат обучения, и на развитие личности дошкольника.

Планирование и предметные действия - два взаимосвязанных компонента познавательной деятельности, в которых заключена, по мнению исследователей (С.Л.Рубинштейн, А.И. Леонтьев), «процессуальная основа учения». Вся длинная последовательная цель состоит из планирования решения познавательных и практических задач и планирования предметных действиях дошкольника (ребенок моделирует, конструирует, рисует, наблюдает, считает, решает простейшие задачи, слушает и фиксирует либо в устной речи, либо в продуктивных видах деятельности, либо отвечает, либо участвует в ответах сверстников). В планировании познавательной деятельности выделяется, еще один важный момент - ребенок учится планировать свои действия, в зависимости от поставленной им или педагогом учебной задачи, с действиями своих сверстников для достижения намеченного результата.

Все запланированные ребенком этапы действия по достижении намеченной цели подвергаются контролю. В младшем и среднем дошкольном возрасте контроль осуществляет педагог, в старшем - сам ребенок. Анализ конечного результата позволяет дошкольнику реально увидеть конечный результат, запомнить этапы действий для его достижения, мотив, побудивший к познавательным действиям, интерес, который сопутствовал на протяжении всей познавательной деятельности, т.е. происходит рефлексия процесса познавательной деятельности, побуждающая дошкольников к дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности, подводя дошкольника к самообучению.

 

Своеобразие использования метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста

Современные образовательные технологии приучают детей думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы. Они развивают креативное мышление дошкольников, значительно обогащают словарный запас, основанный на понимании и осознании используемой ими терминологии.

Одной из таких технологий является метод проектов. Основной принцип которой - «всякое знание превращать в деяние» (Дьюи Ж., Сорока - Росинка В. Н. И др.). Современная технология развивающего обучения - это опора в образовании на интерес ребёнка, возникающий на основе сознания полезности того или иного действия. Т.е., деятельность, увлекающая ребёнка, активизирующая к жизни все его потенциальные способности; эта зависимость, выраженная формулой «интерес - напряжённый труд», становящаяся нормой.

Построение обучения дошкольников на активной основе, через целесообразную деятельность ребёнка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании, требует от педагога показа детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться в жизни.

Своеобразие развития у средних дошкольников заинтересованности в приобретаемых знаниях состоит в том, что в работе с детьми необходимо опираться на решение его личных проблем или проблем ближайшего окружения, на накопление ребенком системы определенных знаний, опора на имеющуюся у него информацию. Но для чего и когда? Вот тут-то и важна

проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, которые ещё предстоит приобрести. Где, каким образом? Педагог может подсказать новые источники информации (например, книга, родители и т.д.), а может просто направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из различных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, вся проблема приобретает контуры проектной деятельности.

Если у ребенка с раннего возраста развивать указанные выше навыки и умения, он окажется более приспособленным к школьной жизни, к изменяющимся разнообразным ситуациям, к совместной работе в разных коллективах.

Огромную роль в этом играет умение ребенка логично, доказательно и аргументировано выражать свои мысли, взгляды, мнение. Одним из средств развития этих умений являются речевые занятия, организованные по методу проектов, позволяющие ребенку овладеть таким видом высказывания как рассуждения. Являясь наиболее сложным типом монологической речи, рассуждение требует использование сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее разнообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов (С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.Торренс, Р.Кеттелл, Д.Морено и др.) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже у четырехлеток, наблюдается понимание причин и следствия. Развитие понимания причин у младших и средних дошкольников связано с наблюдением и участием в конкретных ситуациях, объяснением содержания картинок, иллюстраций. В старшем дошкольном возрате используют имеющиеся речевые формы рассуждения, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточными причины с союзом что. Наблюдения психологов за речью средних дошкольников (М.М.Алексеева и др.) показали, что в повседневном общении используют высказывания, содержащие рассуждения. Причем частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности. Если воспитатель строит обучение и общение с детьми на дисциплинарных указаниях, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то у детей, в этом случае, не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое - то положение, дети высказывают более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения - доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируют не всегда. Чаще всего выводы дети не формулируют.

Таким образом, использование метода проектов в образовательной работе с воспитанниками реализует главную цель - развитие личности, способную к самообразованию и самовоспитанию в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, к научным знаниям, к национальному и мировому культурному наследию

Описание методов формирования познавательной

деятельности.

Использование метода проектов для организации единого культурного и образовательного пространства в ДОУ, способствует социализации и приобщению ребенка к современному миру. Приобретаемые в игре и других видах детской деятельности первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции и индивидуализации, позволят ребенку осознать свое «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество, социальную компетентность.

Использование метода проектов определяется общими принципами теории развивающего обучения: подачу знаний от общего к частному; самостоятельный поиск и проговаривание этапов поиска информации, целей и способов действий; направлять знания, умения, навыки на овладение детьми обобщающих способов умственной действенности.

Поэтому внедрение и адаптация метода проектов предполагает нетрадиционный подход в технологии организации занятий. Смещение акцентов в обучении дошкольников с традиционной подачи взрослым информации и репродуктивным накоплением детьми знаний, умений и навыков на организацию детской деятельности, направленной на самостоятельное добывание знаний к поставленным задачам из различных областей науки, техники, и использование их в своей практической деятельности.

Основными характеристиками новой технологии являются:

1 .Изменение функциональных обязанностей педагогов, в воспитательно- образовательном процессе их ведущими действиями становятся: стимулирование познавательной активности воспитанников; организация познавательной деятельности воспитанников на всех уровнях; изменение форм организации всех видов детской деятельности, в том числе и учебной.

2.Реализация педагогами нового содержания учебного материала на трех уровнях: государственный стандарт (программа «Истоки»); сверхнормативный (углубленное, расширенное содержание учебного материала программы «Истоки»); коррекционный, ориентированный на воспитанников, зона ближайшего развития которых, в силу разных причин (пропуски по болезни и т.д.), не совпадает с возможностями других детей группы; на продвинутом, ориентированный на воспитанников, зона ближайшего развития которых, значительно опережает возможности других детей группы.

Учебный материал дается всем детям одинаково - на уровне государственного стандарта, но с использованием заданий различной степени сложности и разными методами и приемами.

Педагоги ставят перед воспитанниками комплекс целей по каждому образовательному разделу (факты, связи, зависимости, закономерности, понятия и т.д.) с определением уровня их обязательного усвоения: знание (запоминание и воспроизведение); понимание (объяснение, изложение и интерпретация); применение (по образцу, в исходной ситуации, в измененной ситуации); ценностные отношения.

Взаимодействие воспитанников и педагогов в субъект - субъектных отношениях:усвоение учебного материала гарантированно всем

воспитанникам, но необходимо, чтобы дети помогали друг другу. В случае возникших затруднений каждый ребенок получает гарантированную, своевременную помощь взрослого, которой может воспользоваться; добровольное размещение воспитанников в разных видах деятельности; развитие воспитанников по индивидуальным планам или программам (траектория индивидуального образования).

Мы организуем речевые занятия, используя различные типы проектов, требующие разрешения определенных проблем и побуждающие пользоваться объяснительно - доказательной речью. Большую роль играет обязательная интеграция.

Для этого, например, можно использовать:труд детей в природе (в

уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений); наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе; обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?); конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получи¬лось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему); классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу; объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель такого задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни». Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если - то, словами во - первых, во - вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. (Можно использовать серию картинок, изображающую смену времени суток, времен года из «Альбома словарно-логических упражнений» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской.) Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»). Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во - первых, во - вторых.. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему.

В процессе обучения используют образец построения г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Цель задания учить устанавливать причинно-следственные отношений между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если - то), для перечисления аргументов использовать слова, во-первых, во-вторых. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду и т.д.;

д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;

е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди осадку». Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необ-ходимые средства внутритекстовой связи.

2. Задания на вербальной основе: а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрица-тельных поступков героев, их мотивов; б) речевые логические задачи.

Цель задания: развивать умения устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;

в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал. Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать раз¬ные способы связи смысловых частей;

г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (примерные темы: «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?).

Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть - целое), развитие (было - стало), противоречие (хороший - плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мьппления и творческих способностей. Влияние на развитие речи-рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешении противоречий.

Проект- исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды. Мы обозначим методы, позволяющие успешно интегрировать проектную деятельность детей в образовательный процесс:

1.Представляем ребенку право самостоятельного выбора решения о участии в работе над проектом.

2. Поддерживаем его в творческих поисках и делайте это, давая социо-культурную оценку каждому самостоятельно выполненному действию или результатам этого действия.

3. Уровень задач, решаемых в проекте несколько выше возможностей ребенка, с тем, чтобы он ощущал потребность в помощи со стороны взрослых (педагогов, членов семьи)

4. Заранее подготовим взрослых к участию в детских проектах

5.Привлекаем к оценке детских работ как можно большее число людей. Причем, оценка обязательно носит позитивный характер

6. Заранее подумываем критерии оценки конечных результатов и объявляем их детям. Критерии оценки должны нести учебную нагрузку и быть понятны ребятам.