Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 424»

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь, 2017 г.

 

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа ( далее ООП) МАДОУ «Детский сад  № 424»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В основу работы учреждения положены цели и задачи, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа реализуется на основе примерной основной общеобразовательной программы  «Истоки»  (под ред.). Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.

 

1.1.         Цели и задачи  Программы

Целью программы является обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможностиРеализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики  и руководствуясь положениями стандарта педагогический коллектив организации считает главной целью создание условий для позитивной социализации, полноценного проживания каждым  ребёнком периода дошкольного детства, эмоционального благополучия и положительного

отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:

– социально-коммуникативной;

– познавательной;

– речевой;

– художественно-эстетической;

– физической.

 

Цели Программы реализуются через решение следующих задач:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Пребывание в детском саду должно способствовать осознанию ребёнком своего общественного статуса, развитию умений быть интересным для сверстников, становлению его  субъектом собственной активности. Целенаправленная и осознанная  деятельность ребёнка должна  служить основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о

содержании образования.  В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик.

Программа детского сада  описывает  новые средства, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, конструировании,  дизайна, робототехники, работе с компьютером и др

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле

инициативу ребенка, которые дают возможность дошкольному

образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

 

Наше  учреждение на протяжении нескольких лет является федеральной эксериментальной площадкой ФИРО «Социальное партнёрство семьи и ДОУ как ресурс  социокультурного развития личности ребёнка»

         Для реализации задач, обеспечивающих развитие детей большая роль отводится социальному партнёрству с семьями воспитанников, как условие осуществления ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье.

В детском саду при участии  педагогов, специалистов (педагога – пихолога,  учителя – логопеда) разработана программа «Старт» . основной целью которой является создание условий дляразвития у каждого ребёнка универсальных способностей, обеспечивающих его востребованность в обществе..

 

1.2.         Принципы и подходы к формированию  Программы

Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах:

        1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

        2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

        3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

        4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

        5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами:как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

        6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

        7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоитьего, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

        8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

         9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

         10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

Сформулированные выше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.

Основным лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в  виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения

Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики. При этом важно, что проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, а материалы диагностики не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Педагогическую диагностику воспитатель имеет право проводить по собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей. Ее результаты могут использоваться исключительно для решения следующих обра-

зовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости может быть проведена психологическая диагностика развития детей. Ее проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог) итолько с согласия родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения  программы и развития детей, ООП ДОУ предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга)

· Экспресс-оценка развитиядетей может проводиться без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития ребенка на конец каждого психологического возраста, и сопоставимы с целевыми ориентирами по своему содержанию. Соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картиной дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.

Интегральные показатели развития представлены в Программе в конце  каждого психологического возраста ( младшего и старшего дошкольного возраста).

· Проведение педагогической диагностики(собственно мониторинга) рекомендуется в случаях, когда воспитатель отмечает несоответствие уровня развития ребенка определенным интегральным показателям развития. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) ложатся в основу индивидуализации процесса образования, усиления педагогической работы в тех областях, результаты по которым не соответствует возрастным возможностям ребенка.

· Психологическая диагностикаразвития детей проводится в случаях, когда, несмотря на педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траектории, педагогу не удается достичь оптимальных результатов, либо когда у ребенка наблюдаются определенные поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе повседневной педагогической работы с группой.

Психологическая диагностика проводится специалистом с использованием определенной батареи методик, состав которой зависит от конкретных задач обследования.

При соблюдении требований к реализации основной образовательной Программы и создании необходимой образовательной среды у ребенка формируются фундаментальные качества (личностного и общего психологического развития), создающие основу преемственности дошкольного и начального общего образования за счет того, что они способствуют развитию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

 

Согласно ФГОС ДО мы включили в содержательный раздел Образовательной программы

·        Описание ведущих видов деятельности для детей младшего и старшего дошкольного возраста в обязательной части  программы

·        Описание системы воспитательно – образовательной работы в нашем ДОУ

по пяти образовательным областям: «Физическое  развитие», « Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное  развитие»,  «Речевое  развитие», «Художественно-эстетическое развитие». При разработке системы воспитательно – образовательной работы мы использовали методические материалы, пособия.  учебно-методический  комплект и система мониторинга под редакцией доктора педагогических наук  Л.А. Парамоновой, Т.И.. Алиевой, Т.В. Антоновой а также разработанным коллективом ДОУ комплексно – тематическим планированием.

В части , формируемой учстниками образовательных отношений. Использованы технология  работы с «Детским календарём» (ДК), порциальная программа «Детский дизайн» Г.П.Понтелеев, программа  «Пермячёк.ru», технология работы с использованием LegoEducation, робототехники, технология работы с «Детским календарём» (программа «Мир детства» под редакцией Л.А. Парамоновой)

·        Описание системы взаимодействия с семьями воспитанников  в обязательной части Программы

·        Приоритеты  воспитательно- образовательной работы в группе кратковременного пребывания

2.1.Сюжетно – ролевая игра

В Программе рассматриваются две культурные формы игры: сюжетно – ролевая  игра и игра с правилами. В процессе игры дети учатся выстраивать связный сюжет, а взрослые передают им способы его построения, накопленные в человеческой культуре. В результате, к концу дошкольного возраста ребенок овладевает данной культурной практикой во всей полноте и разнообразии.

Предметный материал, активизирующий самостоятельную игру детей,

классифицирован по тому же принципу: предметы оперирования, ролевые

атрибуты (игрушки персонажи) и маркеры игрового пространства. Любая работа по развитию игры начинается с рациональной организации предметной среды.

Роль педагога и родителей в становлении сюжетной игры различна, она адекватна реальным возможностям каждой из сторон. Перед воспитателем стоят задачи дифференцировать детей по степени сформированности у них игровых умений, наладить игру ребенка со сверстниками, а не только со взрослым, придать детским играм бóльшую вариативность Задача, возлагаемая на родителей, не столь многопланова. Используя материалы «Детского календаря», они развивают воображение ребенка, его способность к замещающим действиям –разыгрывают сказки, содержащие обширные ролевые диалоги, мастерят вместе с ребенком маркеры, обозначающие игровое пространство. Тем не менее, вклад, который вносит семья в развитие сюжетной игры, является значимым. Прежде всего потому, что сюжетная игра, будучи принятой семьей, получает развивающий, дидактический статус. Зачастую, к игре  подключаются старшие, или наоборот, младшие братья и сестры.

Младший дошкольный возраст

1 этап игры

Педагог предлагает ребенку  (детям) для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета.

На страницах «ДК » предлагаются: условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в изображении  предметов с соответствии с конкретным сюжетным событием; – различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические картинки с условными изображениями.

2 этап игры

Педагог демонстрирует детям развернутые модели ролевого поведения: – начинает игру с обозначения ролевого персонажа; – втягивает в игру детей, раздавая им дополнительные роли, стимулирует и поддерживает их игру друг с другом; подключается к игре детей, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль; – организовывает коммуникативные игры

На страницах «ДК» предлагаются художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. .С фигурками можнао разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог.

3этап игры

Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.) Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, напечатанные в «ДК», дополняя их соразмерными игрушками.

В возрасте 4-5 лет дети уже способны активно играть друг с другом без посредника-взрослого. В детском саду взрослый все так же играет с детьми, но уже не

ограничивается показом проекций сюжетной игры в общем виде. Он знакомит их с

особыми игровыми приемами и достаточно настойчиво призывает разыграть

определенный сюжет. На краткое время игра, поддерживаемая преимущественно усилиями начавшего ее взрослого, перестает быть свободным видом деятельности и носит несколько искусственный характер. Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки- предметы оперирования

Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного. Родители знакомят детей сприведенными на страницах «ДК» художественными произведениями с ярковыраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, на страницах «ДК» размещены плоскостные фигурки, которые побуждают скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям. Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета. Родители совместно с детьми изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, напечатанные в «ДК», дополняя ихсоразмерными игрушками. Принимая во внимание рост личной инициативы ребенка, все более возрастающую ценность совместной игры со сверстниками в этом возрастесоставители «ДК» уделяют сюжетной игре несколько меньшее внимание, чем годом ранее: художественных произведений, ориентированных на ролевое взаимодействие, фигурок персонажей становится меньше.

2.1.3. Старший дошкольный возраст

На этом этапе перед взрослым стоит задача не столько познакомить детей с

различными проекциями события в игре, а научить комбинировать их. Взрослый, играя с детьми, «подбрасывает» им самые неожиданные идеи, например, объединяя в едином сюжете реальные и воображаемые, сказочные контексты. Особую роль в развитии сюжетной игры на данном этапе выполняют условные маркеры игрового пространства, в частности, мозаичные макеты- карты

1этап игры

Педагог использует реалистичные предметы оперирования, изготовленные собственноручно или фабрично, модели объектов различных исторических эпох и вымышленных пространств  «ДК» содержит рекомендации по изготовлению предметов оперирования в разнообразных смысловых контекстах.

2этап игры

Педагог включает в игру персонажей из разных смысловых контекстов, знакомит детей с тем, как можно трансформировать известные сказочные сюжеты с использованием схемы волшебной сказки. Родители используют

размещенные в «ДК» наборы сюжетных картинок с обезличенными персонажами, что позволяет включать в сюжет игры героев из различных смысловых контекстов.

3этап игры

Педагог использует в совместной с детьми игре мозаичные макеты-

карты и полифункциональные макеты-модели. В распоряжении родителей –

заготовки «ДК» для изготовления различных политематических макетов-

моделей и плоскостных маркеров.

 

2.2. Продуктивная деятельность

 

В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности –

рисование, конструирование, лепка и аппликация. Общим в них является то, что они носят моделирующий характер. Осуществляя их, ребенок особым образом отображает реальный мир.

Цельюформирования у ребенка продуктивной деятельности, как культурной практики, является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовывать различные материалы в соответствии сцелью-замыслом.

Для достижения в практической деятельности указанной цели, ребенку

Предлагается  подбор такого содержания, которое бы представляло для  него интерес. Это делается  с помощью следующих  культурно-смысловых

тем:

– изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской

деятельности (сюжетных игрушек, ролевых атрибутов, карточек для игры в лото и

домино, макетов, различных вертушек, лодочек и т.п.);

– создание произведений для собственной художественной галереи;

– создание коллекций;

– создание макетов;

– изготовление украшений-сувениров;

– создание книги;

– изготовление предметов для собственного театра.

В работе по повтору образца преследуется цель добиться соответствия внешним критериям качества продукта (благодаря точности копирования), а творя по собственному замыслу, ребёнок может  руководствоваться внутренними критериями качества. В обоих случаях занятие имеет для детей смысл – они изготавливают

украшения, но цели представлены диаметрально противоположными способами,

из-за чего коренным образом меняются развивающие функции продуктивной

деятельности.

Типы занятий взрослого с ребёнком следующие:

– работа по образцам;

– работа с незавершенными продуктами;

– работа по графическим схемам;

– работа по словесному описанию цели-условия.

Роль родителей в развитии продуктивной деятельности является очень

важной, значимой. «ДК» предлагает им выполнять вместе с ребенком задания по раскрашиванию, рисованию, вырезыванию и наклеиванию, что постепенно формирует у детей способность к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата в соответствии с заданными извне стандартами качества.

Благодаря регулярным занятиям рисованием, аппликацией, художественным

конструированием, у детей появляется стремление к созидательной активности, желание почувствовать свою умелость, готовность к осуществлению практических действий с материалами и инструментами для получения результата или реализации своего замысла.

Существенная часть занятий по «ДК», предлагаемых родителям, находит

продолжение в детском саду. Оно может быть непосредственным (например, дома выполняются отдельные элементы орнамента, а в детском саду их склеивают в единый фриз) и связанным общим смысловым контекстом (в семье сделали аппликацию утки с утятами, а в детском саду вылепили фигурки других водоплавающих птиц). Непрерывность продуктивной деятельности в детском саду и в семье очень важна прежде всего потому, что стимулирует родителей к регулярным занятиям с ребенком. Чаще всего из всех форм продуктивной деятельности семья выбирает рисование (карандашами, мелками, фломастерами), аппликацию и конструирование из бумаги. В детском саду перечисленные формы дополняются рисованием красками, лепкой, конструированием из конструктора.

Рассмотрим особенности построения образовательной деятельности с детьми в продуктивной деятельности на разных возрастных этапах.

2.2.1. Младший дошкольный возраст (3–5 лет)

Формы совместной продуктивной деятельности взрослых
и детей 3–4 лет

 

Типы представления цели

В детском саду

В семье

Работа

по образцам

Копирование образцов построек из конструктора, сделанных взрослым в процессе совместной сюжетной игры (например, стульев для всех кукол).

Изготовление аппликаций из бумаги – игрушек-персонажей, украшений, подарков

 

Неравномерное раскрашивание контурных изображений (точками, «галочками», крестиками и др.).

Копирование образца способом аппликации (например, утенка).

Рисование простейших изображений (например, каждому котенку – по клубку ниток).

Завершение начатых рисунков (к примеру, весенних луж)

Работа

с незавершенными продуктами

Завершение сюжетных построек и украшений, содержащих определенный ритм (к примеру, забор из конструктора, орнамент из бумаги и пр.)

Закрашивание произвольными способами (точками, «галочками», крестиками и др.) областей, обозначенных контуром, в различных сюжетных картинках.

Дорисовывание элементов рисунка (например, «яблоки» на дымковской лошади).

Завершение аппликаций, содержащих определенный ритм

Работа

по графическим схемам

Изготовление по схемам бумажных игрушек-пер­сонажей и ролевых атрибутов (игрушка-козле­нок, маска снеговика).

Изготовление «книжки-малютки».

Изготовление предметов по схемам для познавательно-исследователь­ской деятельности (вертушка, корабль с магнитом)

Работа

по словесному описанию цели-условия

Экспериментирование с различными материалами (красками, пластическими массами, деталями конструктора и пр.)

 

2.2.3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Формы совместной продуктивной деятельности взрослых

и детей старшего дошкольного возраста

 

Типы представления цели

В детском саду

В семье

Работа

по образцам

Декоративно-оформите­льские работы к праздникам по украшению группы, зала, костюмов, атрибутов, изготовлению поздравите­льных открыток, сувениров по мотивам народного искусства с использованием:

– силуэтно-аппликативного декорирования;

– способа печатания по трафарету;

– техники набойки с использованием простейших штампов;

– силуэтов (посуды, животных, игрушек и т. п.);

– рисования узоров (на полосе, круге, розетте, на бумаге разной формы).

Изготовление украшений и сувениров к праздникам на основе образца, заданного педагогом.

Рисование, аппликация с использованием образца, созданного самими детьми с последующим его воспроизведением:

– при украшении комплектов одежды и обуви для сюжетной игры «магазин», игр с правилами «парочки» и др.

Выполнение декоративно-оформительской работы на завершительном этапе:

– копирование (тиражирование) элементов узора по мотивам народного искусства при украшении атрибутов костюма (короны, шапочки, повязки на голову, кокошника и др.);

– украшение обложки и рисунков рукописной книги виньетками;

– создание графического рисунка с изображением силуэтов (посуды, животных, игрушек и т. п.).

Необходимость копировать рисунки, орнаменты максимально точно можно обосновать «оказанием помощи» сказочным героям, которые попали в трудную ситуацию (например, Баба-Яга приказала Василисе Прекрасной соткать ковер с геометрическим рисунком по заданному образцу).

Изготовление украшений и сувениров к праздникам с использованием образца, заданного взрослым.

Использование образца, созданного самим ребенком:

– в качестве трафарета (нарисовал одного козленка, затем вырезал его и использовал как трафарет для изображения семерых козлят и т. п.);

– с последующим его воспроизведением (украшение одинаковым узором комплектов одежды и обуви: варежки, перчатки, шарф и шапка, сапожки, сервиз и др.)

Работа

с незавершенными

продуктами

 

Привлечение детей к изготовлению игровых макетов с изображением реального и вымышленного миров, по мотивам произведений художественной литературы, мультфильмов, компьютерных и сюжетных игр. Поле макета частично оформляется воспитателем и передается детям для его последующего заполнения. Совместное обсуждение и выбор содержания декоративно-оформительских работ. Использование в работах разнообразных материалов и оборудования для воплощения замысла по созданию различных ландшафтов, архитектурных сооружений и т. п.

Участие детей в «расколдовывании» волшебных картинок путем дорисовки различных форм (геометрических и абстрактных) до сюжетной картинки.

Изготовление украшений и сувениров к праздникам, с использованием незавершенных продуктов:

– открыток, которые ребенок украшает и в которые взрослые вписывают продиктованный им текст поздравления;

сувениров, которые даны в виде контурной основы, которую надо вырезать, раскрасить, сложить в соответствии с обозначенными линиями сгиба и склеить.

Рисование, аппликация, коллаж на листах бумаги с нанесенными на них цветовыми пятнами.

Создание рукописных книг, оформление их предметными и сюжетными картинками, украшение обложки и страниц виньетками

Изготовление игровых макетов в совместной деятельности с учетом образовательных потребностей, способностей и интересов каждого ребенка. Использование для этого заготовок, представленных взрослыми:

– к произведениям художественной литературы;

– для театрализованной деятельности;

– с целью формирования у детей элементарных представлений о культурных и природных ландшафтах и т. п.

«Расколдовывание» детьми картинок путем дорисовки различных форм (геометрических и абстрактных) до сюжетной картинки.

Изготовление украшений и сувениров к праздникам, с использованием незавершенных продуктов:

– открыток, которые ребенок украшает и в которые взрослые вписывают продиктованный им текст поздравления;

– сувениров, которые надо раскрасить, сложить в соответствии с обозначенными линиями сгиба и склеить.

Выполнение заданий типа:

– «гора самоцветов», направленного на классификацию цветов в соответствии с цветами спектра. В аппликации используется контур горы, поделенный на сегменты;

– «букет цветов для Снегурочки»- раскрашивание с использованием гаммы холодных цветов и др.

Дорисовка цветовых пятен, неопределенных по форме и цвету, до предметного или сюжетного изображения.

Создание и оформление рукописных книг с использованием текстов.

Работа

по графическим схемам

 

Изготовление поделок из бумаги на основе заготовок, в которых обозначены линии сгиба, разреза, склеивания.

Использование при создании поделок из природного материала, при конструировании, лепке и аппликации схем, содержащих постепенно возрастающее количество операций
(от 3 до 9)

В декоративном рисовании – использование графических схем, (но не образца) с изображением последовательности составления на бумаге узора разной формы и величины (круг, овал, квадрат).

Создание детьми графических схем оформления группы, зала (в оформлении используются четырехсторонние выгородки-макеты).

Изготовление игровых материалов и предметов для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности:

– средств передвижения по воде (плот, паром, пароход, яхта, катамаран, подводная лодка);

– средств передвижения по воздуху, и т. п.

Изготовление из бумаги фигурок героев литературных произведений, животных, растений, на основе заготовок сделанных взрослыми, в которых обозначены линии сгиба, разреза, склеивания.

Выполнение аппликаций по схемам, содержащим демонстрацию приемов вырезывания и последовательность присоединения (выкладывания) вырезанных элементов.

Использование графических схем сборки и крепления деталей с помощью нитки при изготовлении игрушек-дергунчиков.

Создание детьми эскизов при выполнении мозаичных работ.

Изготовление игровых материалов и предметов для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности с использованием бросовых, природных материалов, ткани и бумаги по схемам

Работа

по словесному описанию

цели-условия

 

Передача в рисунке хорошо знакомых предметов – их формы, частей, основных пропорций, характерной окраски; событий из жизни или сюжета литературного произведения. Расположение изображаемых предметов на листе бумаги (выше или ниже) с целью верной передачи степени их удаленности от зрителя. Выполнение узоров на бумаге различной формы с подбором гармоничных сочетаний из 5-6 цветов, подходящих к цвету фона, для личной и групповой художественной галереи, при оформлении коллекций, изготовлении предметов для собственного театра, при создании макетов и книг. Вырезывание ножницами предметов разнообразной формы по частям, а затем из одного куска. Осуществление подборки бумаги по цвету, соответствующей реальной или фантазийной окраске предмета.

Составление простейшей сюжетной аппликации при вырезывании из бумаги на глаз; по контуру; при использовании бумаги, сложенной вдвое; при изготовлении предметов для игры: при оформлении коллекций. Конструирование по условию (то есть передача не только схематической формы предмета, но и его деталей, характерных особенностей по схемам, моделям, фотографиям, заданным условиям)

Родителям предлагаются   задание направленные, на совершенствование умений детей изображать тот или иной объект с постепенным усложнением путём введения некоторых новых элементов. Изучая фотографии, рисунки, ребенок знакомится с разнообразием форм того или иного объекта окружающего мира, а потом зарисовывает его в нескольких вариантах. Он также может попробовать свои силы в передаче изображения не только отдельного объекта, но и сюжетов, природы и ее явлений. Оптические явления, которые порой трудно осознать при наблюдении реального мира, дети легче замечают и понимают на картинках, как, например, разновеликость наблюдаемых вокруг предметов, их разноудаленность от зрителя, кажущееся наложение одних объектов на другие. Например, на картинке легко заметить, что небо является фоном для всех других объектов.

Родители знакомятдетей с картинками и поэтическими произведениями на общую тему, предложенную педагогами детского сада. Произведения изобразительного искусства позволяют ребенку лучше понять яркие образные определения, знакомые ему по художественной литературе.

Родители стимулируют работу детей по созданию и оформлению рукописных книг, и тем самым содействуют развитию их изобразительных умений

 

2.3. Познавательно-исследовательская деятельность

Основной целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Для достижения указанной цели взрослый должен решить ряд взаимосвязанных задач. С одной стороны, он должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. С другой стороны, при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество. Согласно Программе, занятия с традиционным для отечественной педагогики содержанием проводятся в форме совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком. В качестве средства, придающего деятельности ребенка смысл, предлагается облекать педагогически ценное содержание занятий в привлекательную для детей форму. смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могу выступить, различные исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:

1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2) коллекционирование (классификационная работа);

3) путешествие по карте;

4) путешествие по «реке времени».

Как и ранее, содержание образовательной работы в семье и в детском саду в Программе размещено в таблицах. Работа в семье закономерным образом сводится к практическим действиям с систематизированным образно-символическим и знаковым материалом. Это фундамент, на котором могут быть выстроены различные виды совместной деятельности взрослых и детей в семье.

. 2.3.1. Младший дошкольный возраст

Формы совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с ребенком младшего дошкольного возраста

 

Культурно-смысловые
практики

В детском саду

В семье

Опыты

Практические действия с реальными предметами, ранжирование предметов по внешним свойствам (цвету, форме, величине).

Опыты с песком и водой

Изучение изображений реальных предметов и их символов, ранжирование предметов по внешним свойствам (цвета, формы, величины).

Практические действия с наборами для группировки и сериации плоскостных объектов

Коллекционирование

Группировка и сериация объектов с изолированными сенсорными свойствами

Практические действия с комплектами карточек, содержащими фотографии и рисунки разнообразных объектов, связанных друг с другом различными отношениями: причинно-следственными, родо-видовыми и другими

Путешествие по карте

 

Изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов

Практические действия с образно-символическим материалом , подготовленным взрослыми и содержащим простейшие схемы и маршруты

Путешествие по «реке времени»

Практические действия с наборами карточек для установления временных связей между явлениями (например, климатические изменения, стадии распускания цветка, развитие сюжета художественного произведения)

 

2.3.3. Старший дошкольный возраст

Формы совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с ребенком старшего дошкольного возраста

 

Культурно-смысловые
контексты
деятельности

В детском саду

В семье

Опыты

 

Осуществление опытов на следующие темы: выращивание растений; движение воздуха и воды; агрегатные состояния веществ; свойства металлов; свет и цвет; «как устроены стихи» и др.

Осуществление доступных практических опытов

Коллекционирование

 

Собирание коллекций с реальными объектами (семенами, минералами и др.).

Продолжение работы, начатой в семье, с образно-символическим материалом

Изучение единообразно оформленных карточек для настольных игр с изображениями различных объектов и явлений, объединенных в классы.

Продолжение работы по собиранию коллекций реальных объектов, начатой в детском саду

Путешествие по карте

 

Занятия с детьми на темы, связанные с особенностями жизни людей и природных условий в различных уголках Земли

Демонстрация карт отдельных частей поверхности Земли с нанесенными на них символами, обозначающими природные ландшафты и обитателей природы; людей и их занятия.

Использованием дополнительных меток-символов для более детального маркирования областей карты

Путешествие по «реке времени»

Занятия с детьми на тему линейности движения исторического времени: от прошлого к настоящему. В занятиях используется общее панно «река времени», дополняемое материалами из других источников

Изучение отдельных сюжетных картинок, изображающих мир в различные исторические эпохи.

Изучение по фотографиям, изображениям вещей, маркирующих различные исторические эпохи

 

 

2.4. Игра с правилами

Целью игры с правилами является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления в различных культурно-смысловых контекстах, основанием для классификации которых является тип компетенции играющего:

– игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость;

– игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика);

– игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих.

2.4.1. Младший дошкольный возраст

Традиционно, игры с правилами представлены в младшем дошкольном возрасте как совместная игра подвижного характера, организованная и руководимая взрослым. Все игры имеют аналогичную структуру: взрослый подает определенный сигнал, а дети параллельно выполняют заранее оговоренные действия. Благодаря участию в такой игре, у детей формируется способность к соблюдению элементарного правила. К 5 годам дети должны усвоить субъективную ценность выигрыша, он должен быть выделен как результат отдельного игрового цикла, критерии успеха должны быть общими для всех.

2.4.3 Старший дошкольный возраст

Основной задачей взрослого по работе с детьми этого возраста, уже освоившими в общем виде структуру игры с правилами (наличие выигрыша, общих правил для всех, многоконности), является разрушение стереотипа, который заключается в том, что правила диктуются взрослым и они неизменны. Свод правил игры, предложенный непререкаемым авторитетом, каким является для ребенка взрослый, или зафиксированный в предметном материале, заранее предопределяет ход игры.

2.5. Музыка

Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности. Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;

– формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства;

– реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

Содержание деятельности, способствующей музыкальному развитию детей, носит сугубо вариативный характер и определяется конкретной социальной ситуацией, интересами детей и множеством других факторов..

Музыкальный руководитель осуществляет занятия с подгруппами детей. Цели и содержание занятий могут быть различными. Это может быть подготовка к праздникам, слушание и исполнение музыки, беседы по истории музыки (в старшем дошкольном возрасте).

Кроме непосредственного взаимодействия с подгруппой детей, музыкальный руководитель решает множество других, не менее важных задач. Он подбирает записи музыкальных произведений, семантически (по смыслу) подходящих для слушания детьми в ходе осуществления той или иной деятельности в течение дня. Это может быть музыка:

– для утренней зарядки;

– для приема пищи;

– для «спокойных» видов деятельности;

– для деятельности, связанной с высокой двигательной активностью;

– для одевания на прогулку;

– перед отходом ко сну (колыбельные);

– для пробуждения от сна.

Он также подбирает произведения, подходящие для непосредственной музыкальной деятельности в группе (совместное пение воспитателя вместе детьми, музыкальные включения в образовательную деятельность).

Музыкальному руководителю вменяется в обязанность поддерживать взаимодействие детского сада с окружающим социумом. Он может компетентно и обоснованно предложить родителям с детьми посетить те или иные музыкальные концерты, спектакли и пьесы, организует музыкальные концерты. Как показывает практика, музыкальные школы, испытывая дефицит слушателей, охотно идут на такие формы сотрудничества.

 

2.6. Чтение художественной литературы

Основной целью взрослого является развитие у ребенка интереса к чтению. Для реализации указанной цели перед взрослыми в семье и в детском саду стоят следующие задачи:

– подбирать художественные тексты исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с интересами ребенка (детей группы);

– регулярно читать художественные тексты ребенку (детям группы);

– использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик.

Отбор литературы по критерию содержательно-смысловой наполненности позволяет учесть интересы конкретных детей и использовать контексты художественных произведений в игре, в продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

К старшему дошкольному возрасту особенно привлекательными для ребенка с его возросшей способностью к пониманию смыслов окружающего, к созданию целостной картины мира становятся большие повествовательные тексты. Их можно разделить на два типа: тексты, создающие «реалистические миры», и тексты, создающие «вымышленные (сказочные) миры».Для чтения в семье педагоги  рекомендуют необходимый минимум художественных текстов, который можно при желании дополнить.

 

2.7. Физическая культура

Основной целью, представленной в разделе «Физическая культура», является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы). Указанная цель достигается через решение круга взаимосвязанных задач:

– приобретение опыта в основных движениях, в том числе необходимых при использовании доступных ребенку средств передвижения (велосипеда, лыж и пр.);

– развитие умения контролировать свои движения и управлять ими;

– развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам;

– развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера.

Развитие указанных способностей должно укреплять эмоциональное благополучие ребенка.

Мы считаем, что основным средством физического развития детей служат игры с правилами на физическую компетенцию.

При использовании игр с правилами для физического развития детей акцент переносится с овладения специфическими характеристиками игры как культурной деятельности, на физическую активность. Тем самым, конкурентные отношения, присущие игре с правилами, отходят на второй план. Соревновательность в отношениях между детьми дошкольного возраста уместна только в играх с правилами на удачу и недопустима в играх, в которых выигрыш зависит от физических качеств играющих.

Таким образом, развитие общих физических качеств (мышечной силы, ловкости, выносливости, координации движений), совершенствование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья) и ориентировки в пространстве осуществляется посредством участия в различных играх на физическую компетенцию и играх ритуального характера (хороводах и др.).

Игры подвижного характера, направленные на развитие физических характеристик детей, классифицируются по типу психофизических качеств и навыков, которые они развивают:

– ходьба и ориентировка в пространстве;

– бег;

– прыжки;

– бросание и ловля предметов;

– пролезание и лазание через препятствия;

– координация движений.

2.7.1. Младший дошкольный возраст

Основным содержанием игр малышей являются различные действия с игрушками, предметами-заместителями. К 5 годам Двигательная активность детей характеризуется достаточной самостоятельностью. Возможности детей 5-го года жизни в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Игровой метод остается основным при организации образовательной деятельности по физическому развитию детей.

2.7.3. Старший дошкольный возраст

Двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится все более многообразной. Дети достаточно хорошо владеют основными видами движений, им знакомы различные гимнастические упражнения и подвижные игры. В этом возрасте возрастает самостоятельность, активность, ведутся поиски новых способов выполнения движений, их комбинаций и вариантов.

Детям 6-го года жизни доступно овладение сложными видами движений.

Детям 5–6 лет свойственна высокая потребность в движении. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной, она все более зависит от их эмоционального состояния и мотивов, которыми они руководствуются в своей самостоятельной деятельности.

Используются следующие виды игр на физическую компетентность:

Игры с ходьбой и на ориентировку в пространстве игры с бегом, игры с прыжками, игры с бросанием и ловлей, игры с пролезанием и лазаньем.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

 

Образовательная деятельность делится на два основных образовательных блока: совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей. Если в первом блоке основную роль закономерно выполняет взрослый, то во втором большое значение приобретает предметная среда. Разумно спроектированная среда облегчает работу воспитателя, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, жизнь детей – интересней.

Общие принципы, рассмотренные в данном разделе, относятся к проектированию материальной среды в целом, и могут использоваться при создании предметно-пространственной среды любых пространств, где ребенок осуществляет свою жизнедеятельность. Но наиболее важным, на наш взгляд, является вопрос создания целесообразной предметной среды именно в групповом помещении. Оно обычно достаточно ограниченно, но именно в нем дети проводят больше всего времени.

В Стандарте присутствуют следующие конкретные требования к предметно-пространственной среде:

– насыщенность;

– трансформируемость;

– полифункциональность;

– вариативность;

– доступность;

– безопасность.

Под насыщенностью среды подразумевается ее соответствие требованиям образовательной программы. Таким образом, предметно-пространственная среда должна содержать материалы, позволяющие детям осуществлять основные культурные практики, доступные им в самостоятельной деятельности: игру (сюжетную и с правилами), продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельность.

По мере взросления детей и усложнения их игры, каждый тип предметов претерпевает изменения в следующих показателях:

– степень условности (реалистическая, прототипическая и условная игрушки);

– размер (крупная, средняя, мелкая);

– степень готовности (готовая к использованию, трансформер, сборная).

Научно обоснованный подбор игрушек осуществляется на основе приведенной выше типологии и посредством приложения общих требований, таких как полифункциональность, трансформируемость, вариативность, по отношению к каждому из предметов.

3.3.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

При реализации Программы максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Длительность пребывания детей в дошкольных организациях при реализации Программы может быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей. Длительность пребывания детей в группах  определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон: до 3 - 4 часов без организации питания и сна; до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи; более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей.

При реализации Программы педагоги организуют  разные формы деятельности детей, как на территории дошкольной организации, так и в её помещении. На территории дошкольной организации выделяют функциональные зоны: 

игровая зона - групповые площадки, индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции;

 физкультурная площадка (одна или несколько). Для III климатического района вблизи физкультурной площадки допускается устраивать открытые плавательные бассейны переменной глубины от 0,4 м до 0,8 м и площадью 4 x 8 м или 6 x 10 м. (при бассейне оборудуют ножную ванную шириной 1 м.)

хозяйственная зона

В здании и помещении  располагаются: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе.

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды, куда помещаются шкафы для одежды и обуви, они оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды), групповая (для проведения непосредственной образовательной деятельности, игр, занятий и приема пищи, для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.

В помещении дошкольной организации есть  дополнительные помещения для работы с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие),

Распорядок дня включает:

- Прием пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник, возможны другие варианты). Питание детей организуют в помещении групповой ячейки.

Ежедневная прогулка детей, её продолжительность составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

- Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну

- Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.

- Взаимодействие взрослолого с детьми.. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшем возрасте 2 часа 45 мин. - 4 часав, старшей возрасте  6 часов 15 минут - 8 часов 30 минут.

3.1.1. Режим дня младшей группы (3-5лет)

Холодный период года

Мероприятия

Время проведения

Дома

 

Подъем, утренний туалет, закаливание

06.30(07.00)-07.30

В дошкольном учреждении

 

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика

07.00-08.20

Подготовка к завтраку, завтрак

08.20-08.40

Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд

08.40-09.00

Непосредственно образовательная деятельность

09.00-09.15

09.25-09.40

Второй завтрак

09.40- 09.55

Подготовка к прогулке

09.55- 10.15

Прогулка (игры, наблюдения, общественно полезный труд)

10.15-12.00

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.00-12.20

Обед

12.20-12.50

Подготовка ко сну. Дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, закаливание, полдник

15.00-15.30

Игры, самостоятельная деятельность

15.30-16.15

Подготовка к прогулке

16.15-16.35

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой

16.35-18.30(19.00)

Дома

 

Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры.

18.30(19.00)-20.30(21.00)

Ночной сон

20.30(21.00)-06.30 (07.30)

 

3.1.3. Режим дня старшей группы (5-7 лет)

Холодный период

Дома

 

Подъем, утренний туалет

0630-07.30

В дошкольном учреждении

 

Прием и осмотр, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно полезный труд

8.30-8.55

Игры, самостоятельная деятельность,

8.55-9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.25

9.35-09.55

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

09.55- 10.25

Игры, подготовка к прогулке, общественно полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.25-12.15

Возвращение с прогулки, игры

12.15-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, закаливание

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Непосредственно образовательная деятельность (2-3 раза в неделю)

15.40-16.05

Прогулка: игры, самостоятельная деятельность детей, общественно полезный труд

16.05-18.30(19.00)

Дома

 

Прогулка

18.30(19.00)-19.15(19.45)

Возвращение с прогулки, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры

19.15(19.45)-20.45(21.00)

Укладывание, ночной сон

20.45(21.00)-6.30 (7.30)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Эта часть программы объединена программой  «Старт», разработанной педагогами ДОУ на основе технологии  работы с  «Детским календарём» (ДК), порциальной  программой  «Детский дизайн» автор  Г.П.Понтелеев, программой  «Пермячёк.ru», технологией  работы с использованием LegoEducation, робототехники, (программа «Мир детства» под редакцией    Т.Н Дороновой).

Программа объединяет содержание вариативной части в соотношениях 20% - муниципальный заказ и  20% - дизайн, как творческое конструирование.

Цель вариативной части : создание условий для развития у каждого ребёнка универсальных способностей, обеспечивающих его востребование в обществе.

В результате  реализации программы мы получим активного ребёнка, умеющего конструировать вокруг себя материальное и социальное пространство, готового к успешной адаптации.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

·         Расширить  социально – образовательное партнёрство с родителями;

·         Обеспечить реализацию технологии организации свободных практик;

·         Внедрить модель организации образовательного пространства ДОУ как «Кворкинг – центр»

·         Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса

·         Расширить возможности ППС.

Программа строится на принципах:

·         интеграции образовательных областей, синтезе видов деятельности ребёнка – дошкольника

·         технологичности и рациональности

·         свободы выбора и равноправия

·         гендерности

·         продуктивности

 

Под принципом технологичности и рациональности следует понимать равновесие содержательной части, связанной с компьютеризацией, техническими практиками и художественно – эстетической направленностью образовательног прцесса.

Механизмами реализации программы служат:

Индивидуальные образовательные маршруты, разработанные воспитателями и специалистами; социально – образовательное партнёрство (родители-дети-педагоги); тьютерство.

Механизмы определяют необходимость организации различных интерактивных форм работы как с родителями, так и с детьми:

 

 

Интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Семейные клубы, семейный игровой центр,  творческая лаборатория для пап, тематические вечера, дискуссии, интерактивные игры (деловые), минитренинги, КВН, конкурсно - развлекательные мероприятия, Тематические акции; психологический час,  виртуальное общение через сайты, чаты итд, семейные художественные студии, сообщество "Знатоки",

родительские чтения,  научно - практические конференции,  карточки - консультации с направляющим планом действий.

Разработка совместных проектов (Путешествуем вместе, Великие люди Пермского края,), «Дружат люди всей земли», «Роботы приходят в детский сад», «Дизайн студия для малышей»

Формы работы с детьми :

1.Краткосрочные образовательные практики:

1.1 Технической направленности для детей 5-7 лет (для детей 5-6 лет различные практики с использованием статичных конструкторов LEGO- duplo. Citi и др; для детей 6-7 лет робототехника Конструктор

« huna kiski - senior», Education WeDo

1.     2. Физкультурно – оздоровительной, художественно – эстетической, поисково познавтельной, конструктивной направленности.

Краткосрочные практики проводят воспитатели старших и подготовительных групп, специалисты ДОУ.

2. Проектная деятельность, разные виды конструирования, создание коллекций, совместное моделирование, компьютерное моделирование, игры технической и художественной направленности, совместная продуктивная деятельность и др.

Реализация программы опирается на уже имеющиеся и потенциальные ресурсы учреждения:

·        Кадровые: педагоги, владеющие компетенциями, необходимыми для реализации проектов и подпрограмм; привлечение дизайнеров, родителей для реализации КОПов разной направленности;

·         Новые информационные ресурсы: программа «INDEZING»,PROO100/

·        Материально  технические: дизайн – студия, ноутбуки и планшеты,ламинаторы, интерактивные доски, песочницы.

·        Научно – методические:  методический кейс

В результате, у выпускника МАДОУ мы увидим умения, применяя которые, он станет интересным и уверенным в своих созидательных возможностях, востребованным в окружающем его социуме.