Активные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Активные формы взаимодействия ДОУ и семьи – условие

установления партнерских отношений.

Я.А.Киселева, Е.Л.Кудымова воспитатели МАДОУ Детский сад №424.

            На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. И наше дошкольное учреждение не исключение. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания.

            Результаты анкетирования семей, проведенного с целью выявления их ожиданий от детского сада, показали, что сейчас родителей интересует, в первую очередь, формирование личностных качеств дошкольников. Хотя 3-5 лет назад для них было важно умение дошкольников читать и писать. Так родители младших групп на первый план ставят развитие коммуникативных умений, целенаправленной деятельности; родителей детей средних групп волнует проблема становления субъектной позиции ребенка, они отмечают, что дети не самостоятельны, не могут организовать свою деятельность. Одни из наиболее часто задаваемых вопросов родителями детей старших групп: как подготовить ребенка к школе, сформировать у него такие качества как произвольность поведения, учебную мотивацию. Педагоги детского сада также отмечают проблемы и необходимость развития этих качеств.  Таким образом, налицо проблема: родители хотят, чтобы у детей были развиты личностные качества, но не знают, каким способом это сделать, поэтому прибегают к услугам разнообразных школ развития личности, которые создают нужную им иллюзию. В свою очередь педагоги детского сада также понимают важность обозначенных проблем, владеют психолго-педагогическими знаниями и опытом для их решения, но не знают, какие активные способы взаимодействия с семьей подобрать. Очевидно, что те наглядно-информационные формы, которые мы использовали раньше, малоэффективны. Перед нами стоит задача найти механизмы активизации педагогов и родителей для успешного решения тех задачи, которые обозначены. Это послужило стимулом, чтобы присоединиться к деятельности экспериментальной площадки Федерального института развития образования по теме «Социальное партнерство семьи и детского сада как ресурс социокультурного развития личности ребенка» под научным руководством Т.Н.Дороновой, к.п.н., профессора, заведующей отделом дошкольного образования Центра дошкольного, общего и дополнительного образования.

            На первом этапе, я, как старший воспитатель, должно была подготовить содержание для работы с педагогами, довести до их сознания необходимость уйти от позиции учителя и выстраивать субъект-субъектные отношений с семьей. Коллективу была предложена для изучения и последующего обсуждения психолого-педагогическая литература, опыт работы дошкольных учреждений России, имеющий широкое распространение в периодических изданиях. Также мы проанализировали и собственную деятельность в этом направлении, проведя самоаудит по итогам  изучения документально зафиксированных результатов педагогической деятельности за последние три года. Объектами анализа стали годовые планы, планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний. Итоги самоаудита наглядно продемонстрировали воспитателям, что у них имеется стремление к сортудничеству с семьей, но вместе с тем, они не учитывают нужды самих родителей, зачастую проведенное анкетирование остается без внимания. И, как результат, очевидна доминирующая модель в отношениях с родителями. Приведенные факты окончательно убедили в необходимости изменения подходов к взаимодействию с семьей. Следующим этапом стал поиск таких подходов.          

            Стоит отметить, что положительный опыт использования активных форм сотрудничества с родителями у коллектива детского сада все же имеется. Это совместные праздники, встречи с интересными людьми, рекомендованные программой «Из детства – в отрочество» под редакцией Т.Н.Дороновой, к.п.н., профессора ФГУ «Федеральный институт развития образования», которую мы реализуем. В условиях нашего дошкольного учреждения именно эти формы принесли видимый результат. Для детей – это опыт общения с взрослыми людьми, их социализация, обогащение знаний о деятельности взрослых, повышение статуса в среде сверстников. Для родителей – возможность сменить позицию стороннего наблюдателя на участника педпроцесса, реализовать свои способности, перенять у воспитателей приемы работы с ребенком. Педагоги же получают сотрудников в лице родителей.

            Еще один ресурс, который мы имеем – это наша деятельность в режиме эксперимента по проблеме коммуникативного развития дошкольников в условиях различных видов игр под научным руководством Л.С.Половодовой, к.п.н., доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. Данная деятельность позволяет сформировать у воспитателей умение занимать позицию партнера по отношению к детям. Это становится хорошей предпосылкой к перенесению такой позиции в отношения с родителями.

      Наряду с этим, содержанием работы, являются такие проблемы, которые требуют других способов организации родителей. Поэтому планируем использование детских календарей, как одной из перспективных форм построения партнерских отношений с семьями, вовлечения их в педагогический процесс.

            Также считаем, что в нашей ситуации будут уместно проведение Семейных клубов и Круглых столов. Ранее нами предпринимались попытки их проведения. Но они сводились, опять же, к тому, что педагог поучает, а родители слушают. Как результат, низкая активность и посещаемость.

            Сейчас мы пересмотрели подходы к их организации. Тематика Круглых столов направлена на решение вопросов, требующих обсуждения и выработки согласованной позиции детского сада и семьи. Это такие вопросы как соблюдение режима дня и питания ребенка; необходимость обращения к различным образовательным услугам за пределами детского сада (школы развития личности ит.п.).

            Семейные клубы планируем организовывать не по принципу общих интересов, а по принципу решения общих проблем. В работу Семейного клуба выносятся вопросы, связанные с обменом опыта воспитания. Педагоги рассказывают и показывают с помощью каких игр, методов и приемов они развивают личностные качества ребенка, а родители рассказывают об опыте формирования данных качеств в семье.

На данный момент, мы находимся на стадии апробации этих форм.