Формы взаимодействия ДОУ и семьи по преодолению речевой патологии

Авторы статьи: Киселева Я.А., Кудымова Е.Л.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи по преодолению

речевой патологии

К середине ХХ века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.

Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Проведем анализ форм, представленных в первом направлении педагогического просвещения родителей.

Посещение семьи воспитателем предусматривает знакомство педагога с семьей, но не для того чтобы опираться на ее особенности в дальнейшей работе, а для выяснения общих условий семейного воспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью давать рекомендации и выстраивать воздействие на родителей.

Беседы и консультации мало чем отличаются друг от друга и также направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу: темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым.

Общие и групповые родительские собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой. Родителям не дается право выбора программ и направлений педагогического процесса — они лишь слушают предлагаемое педагогами. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце, чаще по окончании групповых собраний, заранее не планируется ни воспитателями, ни родителями.

Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Проведенный нами анализ традиционных форм работы с семьей внутри детского сада показал, что:

— работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семей;

— родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду

— «дни открытых дверей» и «дежурства» проводятся строго по заранее составленному плану;

— родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой знакомятся при рассматривании «наглядной агитации» — стендов, составленных педагогами;

— ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания.

Взаимодействие по вопросам речевого развития

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия — объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Взаимодействие детского сада и семьи выстраивают педагоги в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.

 Индивидуальные встречи с родителями

Такие встречи систематически проводятся в течение года. Первая встреча планируется в начале учебного года. Ее цель — донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьей отдельно (индивидуально) в удобное время.

В процессе беседы с родителями воспитатель тактично рассказывает о сильных и слабых сторонах речевого развития ребенка; просит близких поделиться своими наблюдениями за речью малыша (что радует, что огорчает); разрабатывается план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даются конкретные рекомендации и задания родителям для их ребенка; назначается следующая встреча.

В последующем встречи проводятся в установленном порядке (по договоренности воспитателей и родителей). Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов (или проблем). Как показал опыт проведения этой работы, встречи-беседы с родителями планируются в среднем один раз в три месяца. В случае необходимости (по желанию родителей и (или) воспитателей) проводятся промежуточные встречи - консультации.

Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка (с чем он справился, что еще вызывает трудности); обязательную реакцию воспитателей на участие родителей в выполнении намеченного плана совместных действий (родители все рекомендованные задания выполнили (не выполнили, выполнили частично), добились (не добились) положительных результатов); обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребенка с момента последней встречи родителей и воспитателей; корректировку (если есть необходимость) намеченного при первой встрече плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; рекомендации и задания родителям для ребенка; назначение примерной даты следующей встречи.

 

Работа воспитателей с подгруппами родителей, у чьих детей обнаружены схожие (или одинаковые) проблемы в речевом развитии

На подобных встречах родители получают более подробную консультацию (в случае необходимости от логопеда); наблюдают, как воспитатель (логопед) работает над разрешением выделенных речевых проблем; разучивают необходимые дидактические игры, осваивают приемы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребенком (группой детей) под ненавязчивым контролем и руководством педагога; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.

Детский сад создает специальный фонд материалов, которыми обеспечиваются взрослые и дети для работы в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по вопросам и проблемам речевого развития, подборки картинок для реализации различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка

Информация для родителей. В течение года воспитатели рассказывают родителям, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически. Примерное содержание бесед приводим в соответствии с основными направлениями речевого развития дошкольника.

Развитие словаря. Здесь следует обратить внимание родителей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку (просматривая фотоальбомы) о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают; об их детстве и играх, в которые они играли, и т. д. 
Начиная со среднего возраста необходимо интересоваться у ребенка, как у него прошел день («Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил?» и т. д.). Желательно привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий («Куда пойдем в выходные дни? Как (на каком транспорте) будем добираться до места? Куда лучше поставить елку под Новый год? Какие игрушки куда повесим?» и т. д.).

Грамматический строй речи. Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни создаются специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.