Консультация для родителей "О правах ребенка"

Консультация для родителей

«О ПРАВАХ РЕБЕНКА…»

(нормативно-правовые основы)

 

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Права и достоинства ребенка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную

защиту прав детей, разработал следующие документы:

üДекларация прав ребенка (1923)

üКонвенция ООН о правах ребенка (1989)

üВсемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989)  является основным актом о правах ребенка на международном уровне – это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребенок имеет право на семью.

Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребенок имеет право посещать школу и учиться.

Ребенок имеет право на равенство.

Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребенок имеет право на собственное мнение.

Ребенок имеет право на имя и гражданство.

Ребенок имеет право на получение информации.

Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребенок имеет право на отдых и досуг.

Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Обеспечение охраны прав детей – это не только глобальная проблема мирового сообщества, Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения – детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования.

На федеральном уровне они представлены в

üКонституция РФ (1993)

üСемейный кодекс РФ (1995)

üГражданский кодекс РФ (1994)

üФедеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998)

üФедеральный закон «Об образовании в РФ» (2012)

На региональном

üЗакон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (1996)

В результате, система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня – международный, федеральный, региональный и локальный, который соответствует уровню каждого детского сада.

Анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что в настоящее время количество и номенклатура прав ребенка, учитываемых на всех уровнях, сохраняется примерно одинаковой.

На государственном уровне защиту прав детей осуществляет уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка  Павел Алексеевич Астахов (http://www.rfdeti.ru)

 

В       Пермском крае лицом, содействующим обеспечению условий и гарантий признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, является уполномоченный по правам ребенка Павел Владимирович Миков

( http://perm.rfdeti.ru)

 

В Перми работает детский телефон доверия. Каждый ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может позвонить по номеру «горячей линии»   8-800-3000-122 и получить экстренную анонимную социально-психологическую помощь.