Наказание или поощрение?

Консультация для родителей

«Наказание или поощрение?»

Всем нам приходится хвалить и наказывать своих детей. Сколько

существует педагогика, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий

вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни

боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот,

используют похвалу как главный метод воспитания.

Наказание и поощрение играют большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрение призваны вырабатывать условный рефлекс: за правильным поведением следует поощрение, за неправильным–наказание.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое

хочется продлить, задержать, повторить. Награда, одобрение и похвала

возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему

осознание того, что делать людям приятное–значит и самому испытывать

радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в

себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.

Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его,

чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко

скрывать свои проступки. Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка.

Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои

поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и

совершал хорошие.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо

исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное

значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает

напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок принял и понял свою вину, тогда

и наказание покажется ему заслуженным.

Очень важно также при совершении ребенком проступка выяснить его

мотивы: сделал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по

забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из

мотивов следует оценить случившееся.Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с еголичностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком! Частородители сгоряча говорят: «Ты совершил это, значит ты плохой!» Но следует, прежде всего, донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать, так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал(а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?» Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

 

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах–поощрения и похвалы или наказаний и осуждений?